Исчезнувшая деревня Березовка

Статья посвящена краеведческой работе Каскаринской сельской (детской) библиотеки им. А.А.Лиханова. На примере характеристики проведенной сотрудником библиотеки исследовательской работы об исчезнувшей деревне «Березовка» показывается особенность краеведческой работы сельской библиотеки.

Наши предки любовно, со знанием дела выбирали места своего поселения. Потому маленькие деревеньки стояли на красивых, защищенных от холодных ветров местах, чаще всего по берегам реки, которая кормила людей. Часто названия исчезнувших населенных пунктов указывает на особые приметы тех мест, где стояла деревня.

Родина начинается с памяти о своих корнях, с бережного и трогательного отношения к памяти своих предков. Для человека, у которого нет Родины, нет и истории этой Родины. А значит, он теряет невидимые нити, связывающие поколения, теряет часть себя – нравственную, духовную.

Нельзя утверждать, что любишь большую Родину, не любя малой. А знаем ли мы историю своего края, своей деревни, где мы родились и выросли, где жили наши предки? Сколько с ними связано судеб людей, сколько пережито житейских радости и забот!

 Изучение прошлого и настоящего края, района, села, опыт предшествующих поколений, их традиции, быт, обычаи, природное своеобразие местности играет огромную роль в воспитании патриотических чувств. И здесь проявляет себя важнейшая миссия библиотеки, так она является местом хранения краеведческих ресурсов, и источником такой информации для населения.

Изучение истории любого населенного пункта возможно только благодаря краеведению. «Краеведение, придает местности, не имеющей авторского происхождения, историзм, открывает в ее прошлом, хотя и не очень давнем, что-то совершенно новое, ценное, – отмечал Д. Лихачев. – Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, для нас этот дом уже пополняется духовным содержанием. Преобразуется город, чью историю мы познаем».

В связи с этим в Каскаринской сельской (детской) библиотеке им. А.А.Лиханова и возникла идея провести исследовательскую работу по изучению истории исчезнувшей деревни Березовка. Считаем необходимым поиск способов сохранения памяти об этом населенном пункте, предоставления людям хотя бы виртуальных возможностей для соприкосновения с «малой родиной».

Изучение прошлого деревень, которое осталось в памяти их жителей – это сохранение нашего культурного наследия. Рассказы старожилов – живое свидетельство ушедших в историю культуры и быта деревни – это идеальный инструмент для фиксации прошлого. Мы вели исследования, делая, сохраняя и изучая их повествования.

Много сел и деревень в Тюменской области, основаны местным коренным населением – татарами. Они существуют уже 400-700 лет, но некоторых деревень, к большому сожалению, уже не существует. Они вычеркнуты из списка живых. На месте многих деревень лишь разрушенные фундаменты домов, поросшие бурьяном и крапивой, либо поля.

В нашем Тюменском районе много таких деревень, к ним относилась идеревня Березовка (Каен авыл), время основания которой затерялось в веках.

В 1950-е годы были объединены Малая и Большая Каскара, а в начале 1960 годов стали ликвидировать мелкие населенные пункты. В эти годы в Тюменском районе исчезали мелкие населенные пункты, среди которых была деревня Березово, расположенная вблизи села Каскара.

В первой Всероссийской переписи населения, которая проходила в 1897 году значатся юрты Березовские (Кайнавыл) – Кашегольская волость Тюменский округ, в ней числилось 19 хозяйств, 88 жителей.

По легенде, которую рассказал уроженец деревни Березово (Каен авыл) Абдуллин Абдулла, а ему в свою очередь его отец Абдуллин Хамидулла, недалеко от деревни находились два озера «Пеек куль» (Высокое озеро) и «Оллы куль» (Большое озеро). Шесть человек копали речку до озера и основали деревню. Деревня расположилась с двух сторон от речки, рядом с березовым лесом, поэтому деревню назвали «Каен авыл» (по-русски – «Березово»).

В книге «Исторический ономастикон сибирских татар» Ханисы Чавдатовны Алишиной есть информация о том, что информант Рахматуллин В.Ф. утверждает, что название происходит от слова «хан», а не «кайын». Здесь жил хан, считает он. Такое же мнение высказала Фархия ханум из д. Матуши. Ее отец родился в Кайнавыл. «Это не Кайынавыл, а Ханавыл», – сказала она. [3, с. 152 – 153].

В деревне были две большие улицы и два переулка. Домов было примерно двадцать. Посреди деревни стояла мечеть. Известно, что исполняли обязанности муллы в мечети имам Ахмет Усманов Абдельвахаб и Нигматулла Калиев, которые приходили из соседней деревни Каскара. Рядом с мечетью был мостик через речку, соединяющий части деревни. Местные жители речку называли Каен авыл елга или Копанкой, а на картах 18 века она поименована Березовкой.

Эти места были богаты дичью. В конце прошлого века известный тюменский охотник А. Апраксин писал: «Вообще Березовка и ее берега до того изобилуют дичью – утками, бекасами, дупелями, кроншнепами, что я никогда и нигде не видел ничего подобного… При впадении речки в озеро … часто приходилось видеть стаи в 500 шт. и более». Кроме того речка была очень богата рыбой. В лесу возле деревни было много ягод, грибов. Росла малина, смородина.

Зайнап Таибовна Алимбаева (Усманова) вспоминает рассказ бабушки, о том, что деревня горела, и затем люди построили деревню заново. Зайнап Таибовне был 14 лет, когда в 1960 году переехали в Каскару.

Но она помнит всех жителей деревни и даже то, как были расположены дома.

Когда-то в деревне была мельница, которую построил житель деревни Чикча Гадеев, но уже в 1950-е годы мельницы не было, остался только фундамент из кирпичей. Зайнап Таибовна вспоминает «Ходили за водой с деревянной бочкой на телеге к речке «Кѳрлəу» и дорога лежала мимо места, где стояла мельница».

Другая уроженка деревни Айгазинова Равия вспоминает, что жители соседней деревни Мияги были против мельницы, причину она не знает. И поэтому мельницу снесли. Местные жители жили бедно, кто-то выращивал гусей, кур, а у кого была корова, те считались богатыми.В 1930-е годы в деревне Березово создали колхоз «Алтай». Председателем колхоза был Гадеев Алимчан. Люди были очень трудолюбивые, в колхозе отмечали праздник День 7 ноября. В годы войны сеяли пшеницу, все зерно отправляли на фронт. В колхозе «Алтай» бригадиром работал Ахметсалик Алиев, местные жители называли его Салик. Каждый день утром он ходил по домам собирал и распределял людей на работу. Буранова (Абайдуллина) Халима Абдулловна вспоминает: «В это время я была маленькая и не хотела оставаться дома одна и уговаривала маму остаться дома. Бывало, иногда обманывали бригадира, что я заболела, тогда он разрешал маме остаться дома. Недалеко от деревни был расположен полевой стан. Хуснутдинова Халиса летом варила обед для колхозников. Мы, дети бегали туда, чтобы поесть. Халиса апа кормила нас, давала мясо». В годы войны колхоз пришел в упадок, осталось всего три лошади, остальные умерли и поэтому колхоз «Алтай» присоединили к колхозу «Кзыл Шарык». Жителям деревни приходилось ездить на работу в соседнюю деревню Каскару, что было очень трудно.

Существует легенда о предсказании исчезновения деревни. Ее нам рассказала Зайнап Таибовна, а она услышала эту легенду от своей бабушки Майчиган. «В незапамятные времена враждовали между собой в этих местах два хана. Один из них спрятался рядом с деревней. Но местные жители выдали его противнику, и тот был обезглавлен. Перед смертью хан проклял деревню: «Чтобы не осталось в вашей деревне ни одного кола (Касыгыгыз та калмасын)». Еще бабушка рассказывала, что в деревню прилетела кукушка, садилась на каждый столб и куковала. А по поверью это означало, что деревня исчезнет с лица земли. Бабушка Уразбика Абдуллина наливала обрат под каждый столб, что бы кукушка больше не прилетала в деревню и не садилась на столб. Было это или нет, но только так и случилось.

В годы войны речка, которая протекала посреди деревни, высохла. В 1943 году колхоз «Алтай» присоединили к Каскаре. Все это явилось причиной переезда местных жителей в Каскару. Дома с деревни перевозили на санях. И поэтому в деревне не осталось домов. Посреди вспаханного поля стояла только мечеть. Власти решили ее снести. Для этого нашли русского парня из деревни Яр. Он тросом прицепил к трактору минарет и свалил его. Мечеть раскатали на бревна и перевезли в деревню Яр под магазин. Последними деревню в 1960 году покинули семьи Усмановых, Абайдуллиных и Гадиевых.

В ходе исследовательской работы нам удалось установить местоположение деревни Березовка, по рассказам жителей восстановить историю деревни. Краеведческая работа в библиотеке продолжается, ведь краеведческий материал используется при проведении тематических мероприятий, книжных выставок, районных и поселковых мероприятий, целью которых является развитие у молодого поколения интереса к родному краю, бережному отношению к своей малой родине.

По готовому исследованию снят видеоролик «Березовка» в рамках проекта МАУК ЦБС ТМР «Тюменский район – страницы эпохи», в котором приняла участие ученица 7 класса Бакиева Сильвия, т.к. ее очень заинтересовала тема исчезнувшей деревни. Она рассказала о том, что в 18 веке возле села Каскара существовала деревня «Березовка», которого местные жители с любовью называли «Каен авыл». Поведала легенду о предсказании исчезновения деревни, которая передавалась из поколения в поколение.

На общепоселковом мероприятии, посвященном Дню села библиотекарь оформила уголок, в котором разместила информацию об исчезнувшей деревне. На мероприятии получили обратную связь. Жители деревни с удовольствием делились своими воспоминаниями, таким образом у нас появилась новая информация о жителях этой исчезнувшей деревни.

В планах у библиотекаря рассказать про деревню ученикам Каскаринской школы, т.к. мало кто знает об исчезнувшей деревне «Березовка» и на этом исследовательская работа не завершается, возможно после мероприятий про деревню появятся новые факты о ней, которые расскажут детям их бабушки, дедушки и родственники.

Библиографический список:

  1. Алишина, Х. Ч. Исторический ономастикон сибирских татар: монография. / Х. Ч. Алишина. – Тюмень :  Типография «Печатник», 2016. – 576 с. – ISBN 978-5-4266-0122-2 – Текст : непосредственный
  • Журавлева, Е.А., Мулявина,  Э.А. Воспитание патриотизма средствами библиотеки: краеведческий аспект  /  Журавлева Е.А., Мулявина Э.А.  –   // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки. – 2020. – № – Текст : непосредственный
  • Иваненко, А. С. Окрестности Тюмени: 3 – е изд., дополнен. / А.С.  Иваненко. – Тюмень : Издательская фирма «Слово», 1999. – 240 с. – Текст : непосредственный
  • Тюменский район вчера и сегодня: сборник материалов/автор – сост. Поротников В. – Тюмень : ИПП «Тюмень», 1993. – 118 с. – Текст : непосредственный

Библиотекарь Диляра Кавиевна Шарипова

Рекомендуем почитать

Новость Озеро Андреевское - клад найден

Озеро Андреевское - клад найден (Продолжение Андрюшкиного клада) Андреевское озеро – крупнейший водоём в окрестностях города Тюмени. Представляет собой целую...

Новость История одной школы

История одной школы Первая школа в Богандинке была открыта в 1925 году. Размещалась она в небольшом одноэтажном деревянном здании за...

Новость Ембаевский сельский музей

Ембаевский сельский музей. Наиболее значимые достижения музея, его работников за годы существования Ембаевский сельский музей был создан на основании постановления...

Новость Музей в Насекина

Музей крестьянского быта в деревне Насекина Деревня Насекина образовалась на том месте, где еще в начале XVII века имели свои...

Новость 65 лет на страже здоровья

История Тюменской районной больницы начинает свой отсчёт с декабря 1958 года – областная больница № 19. Под палаты были выделены...

Новость Музей с. Успенка

Успенский краеведческий музей имени Г. Я. Сотникова Успенский краеведческий музей  основан в 1983 году   Григорием Яковлевичем Сотниковым, бывший директор Успенской средней школы, участник Великой...