Жизнь купцов Пушниковых.

Легенды и мифы, связанные с семьёй Пушниковых.

С семьёй купцов Пушниковых связано много мифов, много противоречивых легенд. Например, рассказы о находках спрятанного имущества купцов, по другой версии – имущества  золотопромышленника Барычева (жителя Екатеринбурга), женой которого была Анастасия Ксенофонтовна Пушникова.

Липа Михайловна Красильникова, 1931 г. р. рассказывает: «В амбаре дома по улице Садовая, 56 в 1929 году были найдены слитки золота с клеймом фамилии мужа Анастасии Ксенофонтовны (Барычев). Слитки были случайно вырыты свиньями и обнаружены и изъяты представителями Советской власти. Ещё один клад был обнаружен на семейном кладбище под могильной плитой. Там была спрятана банка, наполненная металлическими шариками, размером с горошину, предположительно — платина. Ещё один клад был спрятан на Митюшовских болотах». По словам Погореловой Марии Поликарповны и Кузнечевских Марии Никоновны, жительниц села, Анастасия Ксенофонтовна была задержана в дороге при попытке бегства. Её арестовали в г. Екатеринбурге, привозили на допрос в Успенку, где её пытали. Она была вынуждена показать семейные сбережения, спрятанные в разных местах. Один из кладов находился на Митюшовском болоте, но Анастасия Ксенофонтовна не могла отыскать его из-за того, что на болоте прошёл пожар, и местность сильно изменилась.

Много мифов родилось о подземных ходах, соединявших между собой дома Пушниковых. Старожилы рассказывают, что дома Пушниковых, дом Кузякина, по некоторым сведениям, церковь Успения Пресвятой Богородицы – соединены  между собой подземными ходами. Подтверждённых сведений об этих ходах нет. В пользу того, что ходы эти отсутствуют, есть следующие факты: в 1958 – 1959-х  годах в селе монтировали систему водоснабжения, копали каналы для труб и не обнаружили подземный ход. А ниши в земле, на которые то и дело натыкались люди,  всё это время при земельных работах объясняются тем, что после пожара в селе в 1912 году выгорела целая улица (от церкви до перекрёстка, почти до самых Пушниковских домов), и новые застройки оказались на других местах, там, где в прежнем доме мог бы быть погреб или выгребная яма.

Противоречивы факты о жизни членов семьи после раскулачивания и после того,  как их имущество было национализировано. Старожилы села противоречиво рассказывают о дальнейшей судьбе Анастасии Ксенофонтовны. Говорят, что она была арестована и находилась в тюрьме, по другим сведениям её только допрашивали о местонахождении кладов, после чего отпустили. Достоверно известно, что жизнь свою она закончила в полной нищете, прося подаяние, умерла от крупозного воспаления лёгких, похоронена в Тюмени на Текутьевском кладбище. Старожилы не упоминают о том, что братья Пушниковы вернулись в село после бегства их с Колчаком, однако официальные данные совсем другие.

По архивным данным – ГАТО  Ф 120, ОП 1, дело № 8 «Циркуляры и переписка о конфискации имущества у бежавших с белыми… »; (здесь и далее – цитаты из этого документа) в июне 1921 года братья Пушниковы вернулись

в Успенку. Амос Пушников в своём заявлении просит возвратить ему его имущество и прилагает к заявлению документ о том, что он «…принят на работу в советские учреждения». В его бывшем доме на тот момент располагается Успенская сельская больница, «заразная больница», открытая в связи с эпидемией тифа, руководство которой даёт официальный ответ: «Больница в интерес бывшего домовладельца Амоса Пушникова в ущерб всего населения сократиться не может, а поэтому… не имеет возможности выполнить постановление волисполкома…». В ноябре того же года губздравотделу предлагают закрыть больницу «…в виду близости к городу…», тогда Амос просит в случае закрытия больницы дать ему в его доме помещение под квартиру, но в это же время стоял вопрос о передаче занимаемого больницей дома коммуне. С 1921 года в бывшем доме Амоса Пушникова располагается правление коммуны «Свободный Сибиряк».

В заявлении Ксенофонта Алексеевича Пушникова, написанного в 1921 году, говорится: «По уезду моему из дома в 1919 году у меня на гумне … осталось дров около 115 сажень… прошу удовлетворить отпуском дров».

Несмотря на то, что «согласно декрета о распоряжении … трудящихся владельцы домов принятые обществом после возвращения их бегства с Колчаком имеют право на возврат (?) помещения, если такие не заняты под учреждения», имущество и недвижимость Пушниковым возвращены не были. Поэтому можно предположить, что Пушниковы покинули село в 1920-х годах и переселились в Свердловскую область (в г. Тугулыме и с. Верховино Свердловской области проживают родственники и носители фамилии Пушниковых, к сожалению, степень их родства успенским купцам Пушниковым выяснить не удалось).

Добротные дома семьи Пушниковых.

Дома купцов Пушниковых Амоса и Ксенофонта были построены в конце XIX века. К сожалению, в архиве Тюменского района не сохранилось документов, подтверждающих дату возведения этих построек.

Дом Амоса (сегодня там расположена Успенская школа искусств) – добротное  двухэтажное здание. Парадный вид ему придают большие частые окна с наличниками, украшенными резьбой. Здание деревянное, размер его примерно 12 м х 12 м. Стены дома обшиты тёсом под горизонтальный руст, вертикали пилястр придают дому более «стройную» вытянутую форму. Пилястры украшены фрагментами объёмной накладной резьбы. Окна первого и второго этажей украшены наличниками. Окна большие, подчёркнуто удлиненных пропорций, ставни отсутствуют, что придаёт окнам более открытый вид. Наличники, выходящие на центральную улицу (Московский тракт) оформлены резьбой. На первом этаже здания фронтоны наличника утрачены, а подоконная доска украшена более скромно, чем доски окон на 2-м этаже. Особенно вычурно украшены наличники 2-го этажа (кстати, эти наличники идентичны наличникам на одноэтажном здании – пристрое, на сегодняшний день утраченном и на доме Ксенофонта Пушникова, построенном по соседству).

Фронтон наличников заполнен сложными завитками, в центре установлен фигурный шар. Резьба наличников – объёмная  накладная, сюжет резьбы – растительный. Форма фронтона – купольная.

Подоконные доски имеют строго прямоугольную форму. Доска с рельефом заключена в «раму», с типичным для нижних частей наличника рисунком – свитком, переходящим с двух сторон в листья. Стволы оконных пилястр тоже украшены накладными деталями, они сверху донизу покрыты каннелюрами (желобками).

Особую выразительность зданию придавали утраченные на сегодняшний день ворота, и пристрой, использующийся, видимо, как кухня. Эти элементы соединили в единый ансамбль дома братьев, кирпичный магазин со всеми складскими и хозяйственными постройками во дворе.

Кирпичный магазин был построен в одно время с жилым домом и использовался по прямому назначению: в огромном подвале и складах хранился товар, в магазине велась торговля. Добротности постройки, качеству строительных материалов остаётся только удивляться.

После того, как дом был национализирован, в нём располагались: правление колхоза «Новый путь», сельская библиотека, Дом быта, школа искусств.

Дом Ксенофонта в разные годы, после того как имущество Пушниковых было национализировано, выполнял различные функции: в нём располагались сельская больница, тифозный пункт, правление коммуны «Свободный Сибиряк» в 1920 – 1928 гг., а сегодня там размещается местная администрация.

Дом Ксенофонта Пушникова не менее красив и величествен. В одноэтажном исполнении он так же прочен, параден. Здание деревянное, обшитое тёсом под горизонтальный руст. Окна большие, оформлены наличниками, такими же, как на доме его брата Амоса. Карниз дома украшен кружевом пропильной резьбы. По бокам подоконной доски – фрагменты свитка украшены символом «колосок», эти волютообразные консоли имеют чисто декоративное значение.

Под домом находится подвал такого же размера, как и сам дом. Подвал сделан из кирпича, глубокий с высоким потолком, отапливался печкой, имел небольшие окна. Из подвала в верхний наземный этаж вела лестница. Скорее всего там жила прислуга хозяина дома и располагалась кухня, а по лестнице наверх из кухни подавали в столовую еду.

В обоих домах есть деревянные лестницы добротные и крепкие. Комнаты небольшие проходные, есть и смежные комнаты. В доме Амоса было примерно 7 комнат (на 1 и 2 этаже), холодный коридор и кладовка; в доме Ксенофонта – 6 комнат, коридор и кладовая.

Легенда об Александре Колчаке


Александр Колчак – верховный правитель России, адмирал. В Тюмени у адмирала был друг генерал-лейтенант Михаил Дитерихс. Колчак приезжал к нему по военным делам, следуя на фронт и с фронта в Омскую ставку.

Легенда о деревне Янтык


Более 400 лет тому назад (точная дата неизвестна, примерно в начале 16 века) в дорусские времена на берегу озера расположилась семья переселенцев. Они скитались по свету в поисках места, которое их прокормило бы и где они были бы в безопасности.

Легенда о селе Б. Акияры


В селе Большие Акияры есть древнее кладбище, на возвышенности, в народе называют «курган» захоронения святых, их имена нам неизвестны. В 2011-2012 гг. местные мусульмане поставили оградку, вывеску, что здесь лежат люди, которые принесли ислам, погибли за веру.

Легенда о селе Онохино


В далекие-дальние времена на месте села, располагалось стойбище угорского хана Оноха. Хан был богатейшим человеком, имел много работников. Среди них выделялся красавец Тахтымыш.

Легенда об озере Андреевском


В те времена русских-то по Сибири невесть какое великое число было, не заселяли ее еще прочно. Но народу год от года прибывало. Какой оратай на вольные хлеба, за свободушкой подался: иные же – охотники, пушнину промышляют: приходили и беглые- от кандалов подалее.

Андреевское – клад найден


Андреевское озеро – крупнейший водоём в окрестностях города Тюмени. Представляет собой целую озёрную систему из больших и малых озёр, соединённую проливами. Площадь водной поверхности составляет 30 квадратных километров.

Легенды села Каскары


Считают что название нашего села связано с именем одного из местных князей (мурзы) по имени Каскара, состоявшего в подданстве у хана Кучума. Возможно, что Каскара был человеком немолодым, толстым, как подобает быть начальнику в мусульманском мире…

Легенды села Ембаево


После революции и раскулачивания, многие семьи, спасаясь, уехали из села. Их вещи раздали местной интеллигенции. Благодаря этому удалось сохранить шкаф, стол, венский стул и другие предметы купеческого быта, представленные сегодня в Ембаевском сельском музее.

Озеро Казаново в Червишево


Раньше Село Червишево  располагалось между рекой Пышма и озером Казаново. И именно сюда утром женщины, держа в руках веточки вербы, с молитвою Христу гнали водоплавающую птицу и здесь, у озера, общались друг с другом…

Радищев в деревне Ушакова


В конце 18 века в Сибирь был сослан революционер А. Н, Радищев, автор опального «Путешествия из Петербурга в Москву». Поротников В. в своей статье «Радищев в Ушакова» опубликованная в статье в газете «Красное знамя» дает повод поразмышлять о легенде.

Святое озеро

Малая Каскара находилась в некотором отдалении от р. Туры, на высоком берегу озера-старицы под названием Калым.


Малая Каскара находилась в некотором отдалении от р. Туры, на высоком берегу озера-старицы под названием Калым. Это озеро — ровное как канал, длиной до четырёх километров, почитается татарами как святое. Существует легенда, что у каскаринского муллы было три дочери. Катаясь по озеру на лодке, девушки утонули. Девушек похоронили в трех могилах, а над могилами были поставлены сооружения в виде домиков. Вот почему Малая Каскара иначе называется «ϴчтувə» (ѳч – три, тувə – крышка). Вода в святом озере была чистой, вкусной. В нем было много рыбы,  и это озеро оберегали: водой для хозяйственных нужд не пользовались. На этом святом месте нет и не должно быть других захоронений. Каскаринскому кладбищу 400 – 500 лет. В те времена в других татарских поселениях кладбищ не было, и поэтому захоронения делались только на каскаринском кладбище. В настоящее время место, где были похоронены три девушки, считается исторической достопримечательностью. С тех пор озеро называют Святым.

НОВОТАРМАНСКИЙ: история и легенда рядом

Наш поселок Новотарманский расположен на 25 км Салаирского тракта.

          Салаирский тракт был известен с давних времен: по нему ремесленники  вывозили товары своего мастерства для продажи еще в 17-18 веках.

          Наши торфяные болота тоже были весьма известны.  Перед  Великой Отечественной войной  торф добывали для отопления Тюмени на Боровском торфопредприятии. Тюмень росла, торфа требовалось все больше. Открывается торфопредприятие «Тарманское-Центральное», а затем  начинаются работы по освоению западной части Тарманского торфомассива.

         Это история, а с ней рядом легенда, которую рассказали нам старожилы из деревни Молчанова, видимо передавая ее из поколения в поколение.  Искали место для строительства поселка торфяников. Первопроходцы выбрали место, где сейчас находится поселок Туринский. Место подходящее –  сухое, песчаное, рядом старое русло  реки Туры, вокруг сосновый бор. На карте место отметили, а на местности оставили старую брошенную телегу с оглоблями. Приметы сообщили строителям. Но кто-то перетащил эту телегу дальше на большую поляну в 1-2 км от прежнего места (на картах того времени это расстояние ничего не значило). А на этой поляне в далекие времена расстреливали политических ссыльных и другой народ, неугодный самодержавию и сосланный в Сибирь (трупы хоронили на местном кладбище). Вот на этой поляне и поставили первые вагончики, и началось строительство поселка торфяников – нашего поселка Новотарманский.

         Имеется еще достоверный случай из истории торфодобычи: в 80-е годы предприятие с топливного торфа переходит на добычу торфа для нужд сельского хозяйства. Потянулись за торфом покупатели со всех сторон для развития садоводства и огородничества. Как то звонит один из покупателей по телефону и сообщает интересную историю. Он купил машину нашего торфа для утепления фундамента вновь строящегося дома. И как велико было его удивление  – в торфе он нашел большой ключ. С ним он обратился в Тюменский краеведческий музей, чтобы реставраторы восстановили его. Оказалось, что это ключ времен XVII века. Покупатель фамилию не назвал, оставил себе этот ключ как семейную реликвию, символизирующую начало строительства семейного гнезда. Это  тоже говорит о том, что наши места были известны в давние времена.

Вот так в жизни переплетаются и история, и легенда.

Рекомендуем почитать

Новость Озеро Андреевское - клад найден

Озеро Андреевское - клад найден (Продолжение Андрюшкиного клада) Андреевское озеро – крупнейший водоём в окрестностях города Тюмени. Представляет собой целую...

Новость История одной школы

История одной школы Первая школа в Богандинке была открыта в 1925 году. Размещалась она в небольшом одноэтажном деревянном здании за...

Новость Ембаевский сельский музей

Ембаевский сельский музей. Наиболее значимые достижения музея, его работников за годы существования Ембаевский сельский музей был создан на основании постановления...

Новость Музей в Насекина

Музей крестьянского быта в деревне Насекина Деревня Насекина образовалась на том месте, где еще в начале XVII века имели свои...

Новость 65 лет на страже здоровья

История Тюменской районной больницы начинает свой отсчёт с декабря 1958 года – областная больница № 19. Под палаты были выделены...

Новость Музей с. Успенка

Успенский краеведческий музей имени Г. Я. Сотникова Успенский краеведческий музей  основан в 1983 году   Григорием Яковлевичем Сотниковым, бывший директор Успенской средней школы, участник Великой...