Озеро Андреевское - клад найден (Продолжение Андрюшкиного клада) Андреевское озеро – крупнейший водоём в окрестностях города Тюмени. Представляет собой целую...
ХРАМЫ И ЦЕРКВИ
Храм в п. Московский
Становление поселка Московский датируется 30-ми годами XX века. По причине того, что это был период атеистической идеологии в государстве, церковная жизнь стала формироваться здесь только в 90-е годы. 6 июня 1999 г. в п. Московский прошло собрание жителей по организации прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы. Благочинный Тюменского округа игумен Тихон (Бобов) 21 сентября этого же года освятил место под строительство храма – был воздвигнут Поклонный крест.
Храм в п. Боровский
Зарегистрировали Приход в честь Святителя Николая Чудотворца, а 19 декабря 1998 года было организовано первое праздничное Богослужение. Володин-Самойлов Владимир Михайлович (1943–2009гг) в продолжение многих лет был бессменным церковным старостой, много потрудившимся для укрепления православия на боровской земле. За большой вклад в дело строительства и реставрации храмов он был награжден медалью благоверного князя Даниила Московского и другими наградами РПЦ, а по кончине своей погребен у стен восстановленной Свято-Ильинской церкви, что в селе Богандинское.
Храм в Червишево
В 1898 году в селе Червишево был открыт храм Святого Архангела Михаила. Храм был варварски разрушен. После революции его «обезглавили» и осквернили. Были сброшены кресты и колокола, снесена колокольня. Он был закрыт Советской властью в 1929 году. В годы гонений на Православную церковь, в храме в разное время находились склады, сельский клуб, пивной бар. Храм начали восстанавливать в 1997 году. Уже в 1998 году в храме начались службы.
Храм в селе Перевалово
Одно из последних благих дел П.И. Подаруева – возведение каменной церкви Святителя Николая Чудотворца. Много претерпел храм в безбожные времена. В лихие годы гонений на Церковь он, как и большинство храмов России, был закрыт. После войны были снесены купола, выбиты двери, окна, разгромлено внутреннее убранство. Но храм выстоял, и до наших дней сохранились фундамент и стены здания. Сегодня храм святителя Николая Чудотворца нуждается в реставрации и находится под опекой областного Комитета по сохранению культурного наследия в Тюменской области.
Храм с. Успенка
В 1878 году в селе Успенка на средства прихожан была построена однопрестольная каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В состав прихода тогда входили деревянная церковь во имя Святителя Николая, построенная в 1898, и две часовни – в Зырянке и Гилево. Деревянная Никольская церковь и церковь Пресвятой Богородицы продолжительное время функционировали вместе: деревянная церковь – зимой (там было печное отопление), а каменная – летом.
Храм с. Кулаково
В 1897 г. – в центре с. Кулаково у самого тракта была заложена каменная однопрестольная Николаевская церковь, в дальнейшем стала называться Свято-Никольский храм. Строительство велось на средства купца, мецената Чукмалдина Николая Мартимьяновича.
Храм был закончен в 1901 году и освящен 9 мая во имя святителя Николая Чудотворца на день памяти святителя. Совершилось это в дни похорон Чукмалдина, тело которого было привезено из Германии, где он скончался. Под храмом был сооружен склеп, в котором и было упокоено тело его строителя.
Церковь в селе Луговое
В селе Луговое на высоком берегу реки Туры стоит старое полуразрушенное деревянное здание храма во имя Святой Троицы. История уводит нас в далекие годы начала его существования.
Точной даты постройки храма не сохранилось, однако известно первое упоминание о приходе, которое датируется 1786 г. Церковь деревянная, однокупольная с колокольней, построенная на средства прихожан. Имеет два престола: во имя Святой Троицы и во имя святой великомученицы Екатерины.
Храм в с. Яр
Храм во имя святых апостолов Петра и Павла в селе Яр Тюменского района был построен в 1812 году. Сведения об источниках и участниках строительства указанного храма не имеются. Храм деревянный. В 1937 году храм был отдан под клуб.
В 2007 году в с. Яр была образована религиозная группа прихода храма святых апостолов Петра и Павла, староста – Знаменщиков Василий Александрович.
В настоящее время силами верующих храм восстановлен. В 2009 году на храме был установлен крест с маковкой. С 2007 по 2010 гг. по праздникам служились молебны и чтения акафистов (по четвергам и воскресеньям) священником Трехсвятительского храма г. Тюмени иереем Сергием Кистиным.
Церковь в Утешеве
Казалось бы, эта утонченная постройка должна быть чуждой самому духу сибирского зодчества. Но то ли сам автор – архитектор Б. Б. Цинке – обладал безошибочным чувством масштаба, то ли помог случай, но в утешевской церкви гармония природы и архитектуры проявила себя до удивления наглядно. Как будто специально для этого случая был создан умиротворенный пейзаж – ни мощной реки, ни крутых обрывов, а лишь плоские поля, «украшенные» небольшими березовыми рощицами. Среди этих белоствольных островков, не возвышаясь над ними, но и не теряясь в их множестве, силуэтом рисуется тонкий шатер церковной колоколенки.
Церковь в селе Созоново
Точная дата сооружения неизвестна. Но по некоторым источникам история храма села Созоново начинается с 1730 года. Это одна из старейших церквей Тюменского района. Она старше многих тюменских и тобольских храмов. Построенная первоначально из дерева церковь во имя Святой Великомученицы Екатерины и Егора Храброго имела два престола. Именно в таком виде её описал в своём путешествии из Тобольска в Тюмень в марте 1741 года историк Герард Миллер, впоследствии ставший академиком, профессором Санкт-Петербургской академии наук. Затем, после пожара, прихожане выстроили деревянный храм, но с одним престолом во имя Святой Великомученицы Екатерины.
Церковь с. Каменка
Покровская церковь – памятник истории и культуры регионального значения. Первое упоминание о церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Каменка встречается в документах за 1623 год.
Церковь сначала была деревянной, был один священник, у которого жили дьячок и пономарь. В конце XVII века в селе появились христиане – раскольники, хранители «старой веры», бежавшие в Сибирь от гонений никонианцев. Но и здесь их преследовали местные власти, принуждая принять реформу Никона. В качестве протеста староверы заперли себя в церкви и сами себя сожгли 400 человек. Это произошло в 1687 году.
Церковь с. Богандинское
1899 году в селе Богандинское случилось большое несчастье: сгорел деревянный приходской храм, построенный в 1856 году. Горьким было это событие для селян. Приход небогатый, и постройка новой церкви представлялась делом многотрудным. И все-таки прихожане решили строить храм каменный, а пока под временный приспособили здание бывшего училища. Туда с трудом вмещались все молящиеся, но богослужение в нем совершалось более пяти лет. Дело со строительством продвигалось плохо: не было требуемой суммы, всего несколько сот рублей, материалов – «одни слезы», по выражению самих прихожан. Но главное – не было надежд у строителей на скорую удачу в будущем и энергии. Но, видимо, внял Господь молитвам богандинцев, и в 1901 году, с приходом нового настоятеля, 55-летнего священника Владимира Иоанновича Малиновского, дело, наконец, закипело.
Церковь с. Мальково
Покровским назван и строящийся в Мальково каменный храм. Дело в том, что из-за подмывания и обрушения берега реки с западной стороны, село постепенно отступает к востоку. Это является основной причиной того, что каменного храма в Мальково никогда не было. За последние 20 лет река унесла с собой половину улицы Береговая (переходящее название) и сейчас катит свои тихие воды в сотне метров от бывшего центра села, где стоит деревянная Спасская церковь.
МЕЧЕТИ
Ансамбль Большой мечети в селе Ембаево
Жемчужиной и гордостью села является архитектурный комплекс сакральных зданий. С 1884 по 1888 год велось строительство на средства Нигматуллы хаджи Кармышаков-Сайдукова.
В комплекс входили: Большая мечеть, вокруг которой был построен целый ансамбль благотворительных сооружений, куда входили: медресе (ныне здание музея), библиотека, гостиница, прачечная, столовая. На территории комплекса был построен постоялый двор. До настоящего времени это здание не сохранилось.
Историческая справка Мечети в селе Ембаево
Известные сибирские бухарцы сыновья Мавлюкая Муртазина: Кабир, Каюм, Сафар и Гани построили в 1883 году каменную мечеть, названную Ак мачет (Белая мечеть).
Белая (Малая) мечеть является интересным памятником, синтезировавшем в себе традиционные черты исламского монументального зодчества и русской архитектуры периода эклектики.
Мечеть в деревне Есаулова
Мечеть в деревне Есаулова – одна из действующих культурных площадок, на основе которой проводится большое количество разнообразных мероприятий, служащих для интересного проведения досуга в Тюмени.
Для гостей города мечеть представляет интерес как памятник строительного искусства и национальной культуры, частый пункт экскурсионной программы. Это также центр духовной жизни города, место встречи верующих и проведения богослужений.
Мечеть в селе Андреевское
С самого начала XIX века, а точнее с 1801 года, когда в ауле Индряй (так тогда называлось это поселение сибирских татар) насчитывалось менее десятка дворов, здесь была деревянная мечеть. Когда во время перестройки началось восстановление разрушенных культовых зданий и строительство новых, Юрты Андреевские стали первым населённым пунктом Тюменского района, где возвели новую мечеть.
Второе здание мечети было построено примерно в 1820-1825 годах. Оно располагалось на улице Тукая 5. В документе «Метрическая книга мечети Юрт Андреевских Тюменского уезда. Тюменское духовное управление» стоит подпись указного имама Уразая. После него долгие годы имамам был Абдрахман.
Мечеть в п. Боровский
Мечеть в Боровском по ул. Трактовая, 5 была построена при финансовой поддержке одного из международных благотворительных фондов и торжественно открыта 5 октября 2002 года. Это одна из самых посещаемых мечетей Тюменского района, поскольку находится в непосредственной близости к областному центру.
Мусульманам, проживающим в микрорайонах в восточной части города легче приехать на намаз в Боровский, чем добираться до городских мечетей, которые находятся в противоположной окраине Тюмени.
Мечеть в деревне Нариманова
29 октября 2011 года в деревне Нариманова Тюменского района в торжественной обстановке была открыта мечеть имени Раушана Абдуллина.
Решение о ее строительстве было принято родственниками и земляками солдата и спецназовцами на поминальном собрании в 2009 году, когда присутствовавший глава ДУМАЧР по Тюменской области Фатых Гарифуллин обратил внимание на то, что почти во всех татарских деревнях Тюменского района есть мечети, Нариманово остается едва ли не единственной, где нет Дома поклонения Всевышнему Аллаху.
Мечеть в селе Чикча
Среди татар-мусульман село Чикча и соседнее село Якуши, входящее в состав Чикчинского муниципального образования известны тем, что рядом с этими селами находится место зиярата, где сохранились две астаны, которым несколько столетий.
По преданиям старожилов этих сел, на одной из них захоронен неизвестный исламский проповедник, прибывший в эти земли с миссионерской целью по приказу бухарского шейха Багаутдина, поэтому среди жителей место считается святым.
Мечеть в селе Каскара
До революции в Большой Каскаре была мечеть и мектәб (младшее мусульманское училище). В Малой Каскаре тоже была мечеть.
После революции 1917 г. они прекратили свое существование. В 1991 г. началось строительство новой мечети под руководством первого имама Рахматуллина Валиуллы. В 1992 г. произошло открытие мечети. В 2015 г. имам – Миршат Ибрагимов.
Мечеть с. Каскара – одна из действующих культурных площадок, на основе которой проводится большое количество разнообразных мероприятий, служащих для интересного проведения досуга в Тюмени.
Для туристов мечеть представляет интерес как памятник строительного искусства и национальной культуры, один из пунктов экскурсионной программы. Это также центр духовной жизни города, место встречи верующих и проведения богослужений.
Мечеть с. Каскара располагается по адресу: р-н, Тюменская область, с. Каскара, Береговая, 12.
Мечеть деревни Тураева
Мечеть по-арабски звучит «аль-масджит», переводится как «место, где совершаются земные поклоны», молитвенное и одновременно общественное здание у мусульман. Большинство мечетей имеет один или несколько минаретов – башен, с которых муэдзин призывает на молитву.
По воспоминаниям старожилов – первая мечеть в деревне Тураева называлась «мечеть Кице Манцыл» – Малый Манчел. «Манчел» в переводе с узбекского, таджикского – «остановка», «привал».
Мечеть д. Большие Акияры
Предполагается, что в деревне Большие Акияры, с момента ее основания, было две мечети. Одна служила для ясачных, т. е. для местного населения, другая – для сартов, т.е. для переселенцев тюркских народов из Средней Азии – Бухары и Самарканда.
Мечети были деревянные. В мечети для ясачных после революции был склад. После войны эту мечеть, из-за того что она начала разваливаться разобрали (точная дата не известна).
В мечети для сартов тоже после революции была школа, потом ее переоборудовали под сельский клуб. Разобрали эту мечеть примерно в 1958 – 1960 гг.
Мечеть в селе Муллаши
Мусульманская организация Муллашей была официально зарегистрирована в 1993 году. У ее истоков стояли местные пенсионеры – Махсуд Бабшанов и Нургали Юсупов. Каменная мечеть с деревянным минаретом была построена на средства местных жителей.
В 2008 году, с приходом в аварийное состояние деревянной башни минарета, мечеть была реконструирована, возвели над зданием новый, кирпичный минарет.
Мечеть деревни Якуши
Двухэтажная кирпичная мечеть в деревне Якуши Тюменского района была открыта 11 марта 2000 года. Проект культового сооружения был разработан архитекторами из Саудовской Аравии, а деньги на строительство выделила администрация области.
Якушинская мечеть стала десятой мечетью, возведенной в Тюменской области в новое время. Мечеть – мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение, для сбора мусульман для общего совершения молитв. Кроме этого, мечети могут являться местами собрания народа, обучения основам исламской религии и т. д.
Мечеть с. Салаирка
Мусульманская религиозная организация в составе ДУМТО в с. Салаирка была зарегистрирована 12.07.1994 г., перерегистрирована 25.01.2000 г., затем 4.02.2003 г.
В татарской части с. Салаирка в сентябре 1996 года при поддержке местного джамаата и фонда «Дар уль Бир» была построена мечеть. Торжественное открытие состоялось в сентябре 1996 г. Председателем общины является Султанов Рафис Гатеевич, имамом Кадыров Тойчу.