Озеро Андреевское - клад найден (Продолжение Андрюшкиного клада) Андреевское озеро – крупнейший водоём в окрестностях города Тюмени. Представляет собой целую...
Покровская церковь в селе Каменка
Покровская церковь – памятник истории и культуры регионального значения. Первое упоминание о церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Каменка встречается в документах за 1623 год.
Церковь сначала была деревянной, был один священник, у которого жили дьячок и пономарь. В конце XVII века в селе появились христиане – раскольники, хранители «старой веры», бежавшие в Сибирь от гонений никонианцев. Но и здесь их преследовали местные власти, принуждая принять реформу Никона. В качестве протеста староверы заперли себя в церкви и сами себя сожгли 400 человек. Это произошло в 1687 году.
Спустя 138 лет, в 1825 году на высоком берегу реки Туры была построена первая в современном Тюменском районе каменная Покровская церковь. Построена она была на средства прихожан по типичной для Западной Сибири «трапезной» схеме с двумя симметричными приделами. Главный престол в летнем храме освящен в честь Покрова Божией Матери. Теплый правый придел – во имя святого Прокопия Устюжского, левый – во имя Николая Чудотворца.
Пятикупольный храм с золочеными крестами был покрыт железом, ограда была деревянная.
В Каменке издавна известен святой источник Николая Чудотворца, действующий до настоящего времени, местность вокруг источника теперь благоустроена. Расположен он недалеко от Храма, есть небольшая стоянка для автомобилей. Дома для священно- и церковнослужителей были построены на церковной усадебной и частью общественной земле в 1889 и в 1894 годах и составляли собственность церкви.
В церковной библиотеке было 350 томов книг. Также была в приходе открыта церковная школа. С 1914 года старостой церкви был крестьянин Афанасий Федорович Фадюшин. Стены и потолки храма были в росписях. Вокруг росли вековые сосны, кедры, ели. Возле храма везде были лавочки, чтобы пришедшие могли отдохнуть. Все стены храма были увешаны иконами, было много икон в серебряных окладах, что свидетельствовало о зажиточности села.
В церковь Покрова Пресвятой Богородицы со всех окрестных деревень приходили, особенно в праздники. В.М. Родионова сообщила, что «в церковь люди ходили пешком. В узелках они несли чистую одежду; по приходу в речке мыли ноги, приводили себя в порядок, одевались во все чистое, потом заходили в храм. Пение клироса было настолько красивым, что от умиления замирала душа».
Из архивных документов 1914 года известно, что в то время в храме по штату было два священника, диакон и два псаломщика. Была просфорня, которая содержалась на средства церкви.
После революции одним из первых декретов Советской власти был декрет «Об отделении церкви от государства и школы».
До коллективизации местные власти спокойно относились к церкви. Но в 1927 – 1930 годах Тюменский округ вступил в период коллективизации сельского хозяйства и коллективного антицерковного похода. Запрещался колокольный звон, колокола снимались и сдавались в распоряжение заводов на нужды промышленности. Началась компания по закрытию церквей. Велась широкая антирелигиозная пропаганда. Газеты постоянно клеймили позором людей, отмечающих религиозные праздники.
В 1930 году храм был закрыт. Потом в церкви хранили пшеницу, цемент, позднее здание приспособили под продуктовый и промышленный склад.
В 1989 году решался вопрос, сделать ли из церкви музыкальную школу, музей или восстановить храм. Большинство жителей села проголосовали за возрождение церкви. В то время председателем Каменского сельсовета был Василий Абрамович Агапитов, который много сделал, чтобы храм был восстановлен. Под его руководством в 1990 году здание было отремонтировано. С 1990 года раз в месяц приезжал иерей Сергий Кистин из Тюмени, совершал Богослужения.
В 2002 году настоятелем храма был назначен иерей Дионисий Марчук. Жизнь прихода стала возрождаться. Был избран церковный совет, староста. На пожертвования прихожан приобретена церковная утварь. 29 марта 2003 года состоялось освящение и установка колоколов.
― Сейчас Покровская церковь – памятник истории и культуры регионального значения, в храме регулярно совершаются Богослужения.
Источник Николая Чудотворца в селе Каменка
В Каменке издавна известен святой источник Николая Чудотворца, действующий до настоящего времени.
С возрождением церкви в с. Каменка прихожане обратили внимание на источник, который выходил из недр земли недалеко от нее, в метрах пятистах, на склоне, ведущем к реке Туре. По воспоминаниям старожилов Каменки, раньше этот источник не считали святым. Просто из-под земли бил родник, была ямка, водичка напоминала минеральную.
Первым ухаживать за источником стал Федор Григорьевич Тропин, который поставил туда одно металлическое кольцо, потом колодец стали закрывать.
Примерно с 2002 г., когда настоятелем прихода стал Дионисий Марчук, место, где просачивался родник, стали очищать. Отец Дионисий «освятил этот источник, стали его облагораживать». Часовенку и ступеньки к колодцу сделали. Источник был освящен в 2007-2008 гг., во имя святителя Николая Чудотворца.
Что представляет колодец сейчас?
К нему ведет деревянная лестница. Чуть выше источника располагается деревянная, из оцилиндрованного бревна, часовня-купальня, подведенная под купол. Купальня закрыта на ключ. На ней повешена икона Николая Чудотворца. Ниже ее – сам колодец с бетонными кольцами, огороженный деревянным срубом из оцилиндрованного бревна. На столбе, поддерживающем крышу над колодцем, прибита доска с таким текстом (в 2010 г.): «Дорогие братья и сестры! Почтительно просим вас пребывать на территории Святого источника во имя святителя Николая Чудотворца с достоинством и благочестием. С верой и надеждой потребляйте Святую воду источника, и будет она вам во спасение души и тела. Храни вас Господь!».
Источник посещают в любое время. Примерно раз в месяц организованно на автобусе приезжают паломники из Тюмени и обязательно доходят до колодца, набирают воду, обливаются ею в купели или умываются. Некоторые омывают этой водой ноги. Однако из разговоров с теми, кто приехал на колодец самостоятельно, видно, что его святость еще не осознана, он ценится как источник чистой воды.