Село Каскара

Задолго до прихода русских в Сибирь, по берегам Туры стояли небольшие, густо поставленные юрты – татарские селения. Время их возникновения теряется в глубинах веков. К таким селениям относится село Каскара. Ещё сравнительно недавно на его месте стояли татарские селения – Юрты Большие и Малые Каскаринские, позднее Большая и Малая Каскара. Теперь они слились в одно большое село.

В Тюменском государственном архиве нашлись документы о селе. В одном документе говорится о том, как «Каскаринские татары и бухарцы (жители с. Ембаево)   челом били перед государем, просили  выделить землю за рекой Турой на покосы». И  было это 3 августа 1688 года. В другом архивном документе сохранилась информация о населении. В 1868 году в Мало-Каскаринских  юртах была мечеть при озере Калым. Число дворов 14. Число жителей – мужчин 36, женщин – 32. В Больших Каскаринских  юртах была мечеть при озере Большие Каскаринские, близ Туры. Число дворов 42. Число жителей мужчин – 125, женщин 104.  Жили бедно, особенно в годы неурожаев. Самый страшный голод пришелся на 1858-1859гг., тогда крестьяне вынуждены были питаться глиной и камышовой мукой.

Считают, что название нашего села связано с именем одного из местных князей (мурзы) по имени Каскара, состоявшего в подданстве у хана Кучума. Возможно, что Каскара был человеком немолодым, толстым, как подобает быть начальнику в мусульманском мире, смуглым, как всякий татарин, вел себя важно, потому и получил в народе кличку Каскара – черный гусь. Мурза имел здесь свой удел, который входил в Тюменское ханство и был в 14-15вв. под патронатом Бухары и Казани. Поэтому жители Каскары изначально были только татарской национальности.

Переводится «Каскара» как «Черный гусь» (касс – гусь, кара – черный). Правда, пожилые люди уточняют, что произносить нужно «Качкара» (черная гора). Но есть ещё две версии. Первая из них «кашкара» (каш – бровь, кара – черный) – объясняется это тем, что первые жители деревни были татарами, т.е чернобровыми. Но есть ещё одна версия «кашгора», что означает черная земля. Точного перевода мало кто из жителей знает, только уверены они в том, что жили здесь их предки с давних пор, возможно ещё до основания города Тюмени.

Есть еще одна версия – легенда об образовании Каскары. Её рассказала самая старая жительница Каскары Муратова Гульсум 1910 года рождения. Эту версию она узнала от своего отца Сафарбакова Кабира, он в свою очередь от своего отца и так, легенда передавалась из поколения в поколение, и дошла до наших дней. В давние времена, приехали из Бухары три брата: Абыл-хасин, Абил-хасис, Абыл-хасан. Построили они каждый свою юрту, но вскоре двое  из братьев, оставив свои жилища – юрты, уехали в другие места. Лишь один из братьев остался, женился, стал отцом трёх дочерей: Зафиры, Сабиры, Сарибжамал. Но недолгим было счастье отца – три сестры утонули. Предполагают, что перевернулась лодка. Место их захоронения считается святым, так оно и называется в наши дни «Святое озеро». Девушек похоронили в трех могилах, а над могилами были поставлены сооружения в виде домиков. Вот почему Малая Каскара иначе называется «ϴчтувə» (ѳч – три, тувə – крышка). Вода в святом озере была чистой, вкусной. В нем было много рыбы,  и это озеро оберегали, водой для хозяйственных нужд не пользовались. На этом святом месте нет и не должно быть других захоронений. Каскаринскому кладбищу 400-500 лет. В те времена в других татарских поселениях кладбищ не было, и поэтому захоронения делались только на каскаринском кладбище. В настоящее время место, где были похоронены три девушки, считается исторической достопримечательностью.

Татарские поселения размещались в основном по берегам рек или вблизи озер. Это связано с охотой на дичь и рыбной ловлей. Каскаринские юрты основаны на берегу реки Каскарки и неподалеку от реки Тура. В Каскаре вода была очень чистая и её брали для питья и хозяйственных нужд, так как колодцев в Каскаре не было. Зимой же для питья брали речной лед, т.к. вода была с запахом, как и рыба, потому что они задыхались подо льдом. Основным занятием местных жителей было скотоводство: держали лошадей, коров, овец. Пахотной земли имелось мало. И она была разделена по полям, но кто её не имел или не мог обрабатывать самостоятельно землю, то этот человек работал на богача или сдавал ему свой участок. Проработав год у местного богача, крестьянин получал: 3 фунта муки, 2 аршина коленкора, одни черки – это обувь, сшитая из кожи домашней выработки, с тонкой подошвой, завязывались самодельным шнурком (оборкой) вокруг голени.

Отец Муратовой Гульсум Сафарбаков Кабир рассказывал своим детям: «даже для женитьбы молодой человек не имел средств, если он конечно не богач. Приходилось специально для этого зарабатывать деньги. Он, например, отрабатывал у богача Ишимова Садыка. В короткий срок (15 дней) изготовил ему невод.  Потом неводил рыбу.  Был богатый улов, и он получил хороший расчет. Только после этого он смог жениться.  Самым богатым в Каскаре считался Пачиев Чаппар. У него было много коров, около 100 лошадей.  Была своя торговая лавка смешанных товаров, мельница и кузница.  Не было в деревне своего фельдшера, но богатые привозили доктора из Тюмени.  Очень мало было таких хозяев, которые захотели бы пустить бедного человека к врачу. У Пачиева Чаппара было два двухэтажных дома. По мусульманскому обычаю – 3 жены.

В деревне никакой торговли не было. Зажиточные крестьяне ездили торговать в город Тюмень, такой возможности у бедняков не было, так как их лошади (если имелись) были настолько слабы, что не могли довести до города воз сена. Таким образом, бедняки были вынуждены пользоваться тем, что сами и производили. А у кого была корова, то на ней и ехали в Тюмень на базар, куда везли мясо, рыбу, сено. А обратно ткани, посуду. В домашних условиях изготовляли мелкие изделия из дерева, кожи, мочала, сбрую, домашнюю утварь, сани, телеги – на них всегда был спрос, поскольку село стояло на оживлённом Тобольском тракте. Нынешняя улица Советская – это бывший тракт. Конечно, торговали продуктами охоты, рыбалки, скотом, кожами – ими снабжали кожевенные заводы Тюмени. Как и в соседних деревнях, хорошей пахотной земли было мало, потому основным занятием местных жителей были животноводство, рыбная ловля, охота на водоплавающую и боровую дичь. Урожаи были разные. Пользовались навозом, как удобрением, но все зависело от погодных условий. Сеяли озимые, яровые: рожь, пшеницу, овес. Крестьяне платили налоги за тушение пожаров, ремонт дорог, а кто мог, тот отдавал деньгами.

В 1907 г. юрты Большие Каскаринские пострадали от пожара. Сторожилы села до сих пор рассказывают, что Каскара горела не один раз.

Через центральную улицу села, ныне улица Советская,  проходил Сибирский тракт. В распутицу здесь стояла непролазная грязь, а летом пыль. В 1825 году по этому тракту в Сибирь гнали ссыльных декабристов. Жители нашего села были живыми свидетелями того, как нескончаемым потоком  в 19-20в. двигались каторжники, закованные в кандалы и наручники, декабристы Трубецкой, Волконский, Муравьев – Апостол, а в 1918 году – по тракту переправляли последнего русского царя Николая ІІ с семьей.

Сначала в Каскаре была школа при мечети, учил детей мулла. В эту школу допускались только одни мальчики – по мусульманскому обычаю. Допускались до учебы только те, кто в холодную погоду приносил два полена.

Первую общую школу в Каскаре открыли в 20-е годы. Это была национальная школа, в которой преподавание велось на татарском языке. Размещалась она в небольшом деревянном здании. Если зимой было очень холодно, то занимались у кого-нибудь дома.

В 1922 году образовался сельсовет Каскаринский в Кошегольской волости Тюменской губернии при слиянии Большие Каскаринские и Мало- Каскаринские сельские советы. В 1924 году Каскаринский сельский совет вошел в Тюменский район. С 20 июня 1933 года по 23 сентября 1938 года был в административном подчинении Тюменского горсовета. 17 июля 1954 упразднен, вошел в Ембаевский сельский совет. Каскаринский с/совет образован вновь 29 октября 1970 года при разукрупнении Борковского с/совета.

В 1931 году в Малой Каскаре был создан колхоз «Трудовик» председателем, которого избрали Усманова Абдулхал. В Большой Каскаре тогда же был организован колхоз «Кызыл Шырык» (Красный пахарь или Красный Восток) во главе с председателем Янбаевым Сатчитдином. Крестьяне объединили лошадей, организовали ферму крупно-рогатого скота, перерабатывали молоко в сметану и масло, которые возили на продажу в город. В Вилижанах в колхозе «Боевик» организовали свиноферму. Разводили и овец, но доходы от животноводства были очень малы. Приходилось заниматься огородничеством: выращивали огурцы, капусту, сеяли лен.

Возле Каскары, в деревне Березово, был организован колхоз «Алтай», но в 40-е годы этот колхоз присоединили к колхозу «Кызыл Шырык». Постепенно жители деревни переехали в Большую Каскару, и в 60-е годы она перестала существовать, как неперспективная.

На фронт во время войны ушли более 200 каскаринцев, погибли 70 человек.

В 1942 году по призыву партии в колхоз «Трудовик» направляют 24-летнюю комсомолку, мастера овчинно-меховой фабрики города Тюмени, Фанузу  Манапову,  для подъема сельского хозяйства. Она возглавила колхоз «Кызыл шырык» («Красный Восток»). В 1942 году каскаринцы заняли первое место в районе по сдаче молока. Рекордным по этому показателю был и 1944 год, когда колхоз сдал 123% молока от намеченного по плану.  В тылу каскаринцы  помогали бойцам на фронте продуктами и своей ударной работой, работали и женщины, и дети, и старики.

В 1950г. произошло объединение хозяйств в один колхоз – «Трудовик», где были созданы три бригады. Председателем назначили Рифката Рамазанова. Через полтора года председателем был избран Сагит Качаев. В жизни колхоза появилось оживление, инициативность, организованность. Колхозникам продают ржаную муку по два рубля за килограмм – стало вдоволь хлеба. Но урожайность остается весьма низкой, только восемь центнеров с гектара. Зато выполнены планы в животноводстве. Но материальное положение селян не улучшается. На трудодень приходится только около одного килограмма зерна, и 12-20 копеек на рабочего. Летом 1952 года колхоз начал строить новый коровник и телятник. На трудодень, кроме 1 кг зерна приходится теперь 40 копеек. Некоторые семьи получили по два-три мешка зерновых и больше хлеба. Крупный денежный доход получил колхоз от огородничества. Колхозники возили продавать овощи в город. Наконец у колхоза появились средства на покупку нового грузовика.

В 1954 году «Трудовик» объединился с соседним колхозом «Борковский». Директором была назначена Л. Ф. Адегова. В январе 1966 года на базе совхоза «Борковский» были созданы ещё два совхоза – «Лесной» и «Каскаринский». В 1965 году на базе действующих хозяйств был создан совхоз «Каскаринский», директором был назначен Каргаполов Иван Федорович. Начали работу в совхозе со строительства дороги на Янтык, сообщение с которым было только зимой, а летом иногда и на лошади не доехать. Проложили эту дорогу за два года.

Вскоре построили детский сад. Тюменский домостроительный комбинат в 1964 г. начал изготовлять панели пятиэтажек, из них строили дома в Каскаре. Однако сельские жители выше третьего этажа селиться не стали, так как не могли отказаться от своего подсобного домашнего хозяйства. Возле домов строили мелкие сарайчики, разбивали грядки и т.д. Верхние этажи пришлось заселить интеллигенцией: врачами, учителями, пенсионерами из Тюмени. Люди в Каскаре стали жить хорошо. Увеличилось дойное стадо, поднялись надои молока, урожаи картофеля, зерновых. Совхоз специализировался на откорме молодняка и выращивании племенных нетелей. Также повысился бытовой и жилищный уровень каскаринцев.

В 1970-80гг. Каскара основательно перестроилась. Деревня превратилась в поселок, где люди живут со всеми удобствами. В 1992 году в Каскаре построена мечеть и открыта национальная школа.

В 1992 году кооперация распалась, совхоз реорганизовали в ТОО «Каскаринское», стали заниматься картофелеводством и овощеводством, вошли на правах агрофирмы в состав известной тюменской нефтяной компании ЛУКойл под названием ОАО «ЛУКойл-Каскара».

В селе были построены цех переработки мяса и молока, овощехранилище с цехом фасовки и переработки картофеля. Сельскохозяйственные продукты изотермическими автомобилями в течение 10-12 часов доставляются в города Среднего Приобья, где живут рабочие «ЛУКойла». В Каскаре теперь самый большой «огород» в районе: почти 1000 га посадок картофеля, корнеплодов, капусты.

Слева от Тобольского тракта, напротив Каскары находится АО «ПРОДО Тюменский бройлер» – бывшая птицефабрика «Тюменская». Начали ее строить в 1973, а в 1975 году она дала первую продукцию. Первым директором с 1974 по 1977 годы был Константин Иванович Степанов. При нем выращивали 4,5 млн. цыплят – бройлеров. Птицефабрика была очень прибыльным предприятием. Почти ежегодно она завоевывала переходящие Красные знамена Совета Министров РСФСР и ВЦСПС за выполнение планов и достижения в труде. И на данный момент стоит отметить, что АО « ПРОДО Тюменский бройлер» неоднократно принимает участие в различных выставках лучших товаропроизводителей как на региональном, так и федеральном уровнях. Продукция предприятия входит в ТОП-100 самых лучших товаров в РФ. Директором АО “ПРОДО Тюменский бройлер” является Величко Оксана Александровна.

В 2015 году на территории села Каскара запущен завод по производству сухих строительных смесей и добавок в бетон МС-Bauchemie. Его годовая мощность составляет до 120 тысяч тонн сухих строительных смесей и до 8 тысяч тонн грунтов и добавок в бетоны, создано более 70 рабочих мест.

На территории Каскара  расположено ООО «Ясень-Агро», директором которого является Табанаков Петр Николаевич, основной вид деятельности – это разведение крупного рогатого скота. На предприятии задействовано 147 рабочих мест.

Строительство села шло по двум направлениям – производство и быт. В жилой зоне появились амбулатория, аптека, четыре магазина, отделение сбербанка, АТС, стадион для гоночных мотоциклов, дом культуры, спорткомплекс. Строилось жилье. В 80-е годы за 8 лет сдали под ключ шесть 60-квартирных домов, четыре 12-квартирных, модульный комплекс и 20 железобетонных и кирпичных домов.

На территории села Каскара широко развита торговая сеть, представленная такими объектами торговли как «Магнит», «Риф-Инвест», «Пятерочка», «Монетка» всего здесь насчитывается более 50 объектов розничной торговли.

В Каскаре действуют две средние школы, два детских сада, один дом культуры, две библиотеки, амбулатория, аптеки, почта, филиал Сбербанка, станция скорой помощи, МФЦ. Работает школа искусств, филиал спортивной школы, спорткомплекс, хоккейный корт, стадион.

В 2020 году произведен ремонт Каскаринской СОШ и Дома культуры «Юность».

Памятник воинам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны в селе Каскара Тюменского района  был установлен 8 июля 1976 года учащимися 90 группы Тюменского ПТУ № 14 (речников) под руководством мастера производственного обучения Власевского Б.В.

5 декабря 2017 года в центре села, возле школы установили памятный камень как символ благодарности потомков тем, кто ковал победу в Великой Отечественной войне здесь, в тылу.

В октябре 2015 года рядом с домом культуры открыли памятник пограничникам, на плите с символическим изображением карты России написано: «Пограничникам всех поколений. Государственная граница России священна и неприкосновенна». Рядом установлен пограничный столб. Рядом с памятником пограничникам – Памятный знак участникам локальных войн. Надпись на нем гласит: «Землякам! Живым и павшим, участвовавшим в боевых действиях, контртеррористических операциях на территории Афганистана, Чечни и Северного Кавказа».

Рекомендуем почитать

Новость Озеро Андреевское - клад найден

Озеро Андреевское - клад найден (Продолжение Андрюшкиного клада) Андреевское озеро – крупнейший водоём в окрестностях города Тюмени. Представляет собой целую...

Новость История одной школы

История одной школы Первая школа в Богандинке была открыта в 1925 году. Размещалась она в небольшом одноэтажном деревянном здании за...

Новость Ембаевский сельский музей

Ембаевский сельский музей. Наиболее значимые достижения музея, его работников за годы существования Ембаевский сельский музей был создан на основании постановления...

Новость Музей в Насекина

Музей крестьянского быта в деревне Насекина Деревня Насекина образовалась на том месте, где еще в начале XVII века имели свои...

Новость 65 лет на страже здоровья

История Тюменской районной больницы начинает свой отсчёт с декабря 1958 года – областная больница № 19. Под палаты были выделены...

Новость Музей с. Успенка

Успенский краеведческий музей имени Г. Я. Сотникова Успенский краеведческий музей  основан в 1983 году   Григорием Яковлевичем Сотниковым, бывший директор Успенской средней школы, участник Великой...