Озеро Андреевское - клад найден (Продолжение Андрюшкиного клада) Андреевское озеро – крупнейший водоём в окрестностях города Тюмени. Представляет собой целую...
Село Успенка
За Уральскими горами находится огромная территория – Западно-Сибирская равнина, на западной части которой располагается столица нефтяного и газового края – Тюмень. В пригороде Тюмени – Тюменском районе – есть замечательное село Успенка.
Село Успенка образовалось в XVII веке (1620-1623гг.). Здесь есть небольшая река Кармак (по–татарски – «крючок») длиной 24 км, являющаяся притоком реки Пышмы. Именно поэтому первоначальное название населенного пункта было Кармаки или Кармацкое.
Сосновые леса, луга, поля, болота окружают Успенку. Зимой столбик термометра может опуститься ниже сорока градусов, а летом подняться выше тридцати. Вторжение холодного арктического воздуха, горячее дыхание сухих казахских степей и пустынь Средней Азии, влажные ветры Атлантического океана делают погоду неустойчивой в любой сезон года.
В первую очередь село прославилось изделиями из дерева: сани, телеги, лодки, колеса, ткацкие станки, кадушки, решета, рогожки. Жители также занимались изготовлением глиняной посуды, сундуков с железными узорами – «тюменские уклади», дорожных экипажей, ковров «кармацкого дела», обозных принадлежностей, гнали деготь и смолу, катали валенки.
В 1773 г. было закончено обустройство Московского тракта – сквозной дороги через Сибирь. Тракт был и почтовым, и торговым, и каторжным. Возили по нему в сибирские города почту и царские указы, день и ночь тянулись обозы с товарами, двигались военные команды к восточным границам России, шли и ехали переселенцы в поисках счастья и «свободной землицы», гнали партии ссыльных. По этому «скорбному тракту» проследовали в Сибирь все поколения российских революционеров и декабристов.
Московский тракт проходил через Успенку. Здесь был создан полуэтап (на середине между Тугулымом и Тюменью), который находился на месте, где была когда-то расположена школа-интернат, а сейчас начальная школа (на ул. Московский тракт). Полуэтап представлял собой небольшой дом, где ссыльные ночевали и отдыхали. Содержание его осуществлялось за счет местного общества крестьян.
Помимо земледелия, в XIX в. большую роль в развитии крестьянского хозяйства играло скотоводство. В первой половине XIX в. в селе Успенском на «душу» приходилось по 2-3 головы крупного рогатого скота.
Наряду с сельскохозяйственным трудом крестьяне занимались и домашним промыслом, что способствовало развитию торговли. В 1815 г. 55 крестьян-промышленников Успенской волости сделали 500 щеток для чесания льна, 100 чашек, 300 колес – всего на сумму 1450 рублей.
Первая школа в Успенке была открыта в 1866 году в частном доме – так называемое сельское училище: сначала с двухгодичным сроком обучения, а несколько позднее с трехгодичным.
В конце XIX в. в Успенке получает свое развитие маслоделие. Маслобойку и шерстобитку содержал Нетаев.
В начале XX века крестьяне стали получать наделы пахотной земли из общего фонда. Эти наделы давались на каждого из членов семьи мужского пола. Некоторые крестьяне из-за отдаленности участка не могли его обрабатывать и отдавали его в аренду другим крестьянам.
Все основные вопросы жизни села решались на сходах граждан села (выборных глав семей). Сходы проводились в специальном помещении – «сходне», в Успенке она располагалась на улице Береговой.
Рядом со «сходней» была «пожарка» – помещение и вышка, где дежурили по очереди жители села.
Зерно на муку сельчане размалывали на водяных мельницах. Всего в Успенке их имелось четыре. Позднее появилась в селе паровая мельница (жернова приводились в движение с помощью паровой машины).
Строительство церквей производилось за счет крестьян, входивших в приход. В архивных документах за 1903 год указывается, что в селе было две церкви. Первая – старая деревянная – во имя Николы Угодника, построенная в 1750 году. Два раза в году: на Николу вешнего – 9 мая и Михаила – 8 октября, устраивались оживленные торжки, собиравшие крестьян окрестных сел. Вторая церковь – кирпичная – храм Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1878 году.
С развитием ремесла в селе расширялась и торговля. Некоторые преуспевающие в торговле крестьяне стали купцами. В Успенском статус купцов приобрели Амос и Ксенофонт (Селифан в народе) Пушниковы.
Братья Амос и Ксенофонт в конце XIX – начале XX века накопили некоторый капитал, занимаясь главным образом извозом. Для этой цели они имели несколько десятков лошадей. Затем стали скупать у крестьян продукты сельского хозяйства, изделия кустарных промыслов и перепродавали их на больших ярмарках. В Успенке у братьев был магазин, где велась торговля посудой, тканями, продуктами сельского производства.
Строительство железных дорог способствовало развитию промышленности и торговли. Усилился поток переселенцев в наш край.
В 1914 году началась Первая мировая война. По стране, в том числе и в Успенке, прошла массовая мобилизация. Мобилизация лошадей, реквизиция рогатого скота значительно подорвали экономику села. Ощущался острый недостаток рабочих рук. Особенно в тяжелом положении оказалось бедняцкое население села, которое к началу войны еще не успело по-настоящему оправиться после страшного неурожая 1911 года.
Заработки на поденщине в 1915 г. в селе уменьшилась в два раза по сравнению с довоенным временем.
В мае 1917 г. тридцать сельских общин уезда, в том числе представители Успенской общины, собрались в с. Каменке и приняли решение отобрать хлебные излишки у кулаков и передать в общественный магазин для продажи по умеренным ценам нуждающимся крестьянам (главным образом, для обеспечения их семенным материалом).
Гражданская война прошла через село двумя фронтами: в 1918 г. – на запад, в 1919 г. – на восток.
Бесчинства белогвардейцев не знали предела.
В Успенке белогвардейцы преследовали Попова Льва Ивановича за его деятельность по поддержке и защите Советской власти. Когда попытались арестовать Попова Л.И., тот выбрался в окно и скрылся в лесу. Его преследовали, по нему стреляли. Лев Иванович вынужден был всё лето 1918 года скрываться в урочище Заредки. Его выследили, и в один из июльских дней попытались арестовать, когда он участвовал в заготовке сена, находясь на стогу. Но Лев Иванович своевременно заметил опасность и успел скрыться в топком болоте.
В конце апреля – начале мая 1919 года был нанесен серьезный удар колчаковской армии Южной группой войск Восточного фронта, которую возглавил М.В. Фрунзе. В двадцатых числах июля появились первые обозы отступающей армии белогвардейцев.
Июльскими вечерами в селе скапливалось столько отступающих, что не могли разместиться во дворах жителей села, поэтому располагались на ночевку табором на улице и за околицей села. Таким местом была площадь, где ранее находилась улица Роговик, ныне улица Попова.
Отступающие белогвардейцы мобилизовали в селе около 20 крестьянских подвод, на которые грузились снаряды, фураж и другие грузы. Часть жителей села вместе с лошадьми и скотом скрывались в лесу, чтобы избежать подворной мобилизации.
С семьей купцов Пушниковых связано много мифов и легенд, во многом противоречивых. К примеру, рассказывали о том, что было найдено имущество, спрятанное братьями, которые бежали с отступающими колчаковцами. По другой версии, было обнаружено имущество золотопромышленника Барычева, женой которого была Анастасия Ксенофонтовна Пушникова, дочь одного из братьев Пушниковых.
Много историй родилось о подземных ходах, соединявших между собой дома купцов. Старожилы рассказывали, что дома Пушниковых соединены подземным ходом с храмом Успения Пресвятой Богородицы.
В марте 1920 года инициативная группа из местных батраков, а также из приехавших рабочих из города создают в Успенке сельскохозяйственную коммуну «Свободный сибиряк». Вначале в нее входило 13 семей. Располагалась коммуна в двух домах, которые до революции принадлежали купцам Пушниковым.
Авторитет коммуны среди крестьян рос из года в год, а потому количество вступающих в нее с каждым годом увеличивалось.
Первая половина 20-ых годов была очень трудной, так как местное хозяйство в результате империалистической и гражданской войн пришло в запущенность, не хватало продовольствия, одежды и обуви, не было в достатке товаров первой необходимости – спичек, соли, керосина, трудно было приобрести гвозди, лопаты, косы и другой инвентарь, необходимый каждой крестьянской семье.
В 1922 году своим ходом приходит в Успенку трактор американского производства «Ойль-Пуль» для коммуны «Свободный сибиряк» – один из первых тракторов в Тобольской губернии. Его пригнал из Тюмени первый тракторист в селе Ю.Я. Козлов. Это событие взволновало жителей села. Во время движения трактора за ним бежали не только дети, подростки, но и взрослые. А пожилые люди никак не верили, что эта машина способна двигаться без лошадей. Удивлению и ликованию не было конца.
В годы богоборчества (1928-1929 гг.) храм Успения Пресвятой Богородицы был разграблен, кресты сняты.
27 августа 1928 года состоялось собрание, на котором было решено создать в селе сельхозартель «Сибиряк».
5 июля 1929 года были проведены собрания в селе, в которых создаются сельхозартели «Урал» и «Новый путь».
12 июля 1929 года прошло собрание, на котором создается сельхозартель «Заря».
В дальнейшем было признано, что иметь в селе четыре сельхозартели (колхоза) и коммуну нецелесообразно. Поэтому 21 ноября 1929 года состоялось общее собрание членов сельхозартелей «Сибиряк», «Заря» и «Новый путь». Были заслушаны отчетные доклады председателей Советов артелей и принято решение об объединении всех артелей в одну под названием «Новый путь». Председателем Совета избрали Попова Льва Ивановича.
Тюменский райЗО протоколом № 23 от 26 января 1930 года утвердил решение о создании объединенного колхоза в Успенке. Несколько позднее в состав сельхозартели «Новый путь» влилась и коммуна «Свободный сибиряк».
Несмотря на то, что в 20-е годы была проведена большая работа по ликбезу, в селе еще многие жители продолжали оставаться неграмотными и малограмотными, особенно женщины, имеющие детей, а также мужчины старше 40 лет. Поэтому задача ликбеза оставалась одной важнейших в 30-е годы.
В этот период было организовано не только групповое, но и индивидуальное обучение. За грамотными в индивидуальном порядке закреплялись неграмотные и малограмотные. Активное участие в ликбезе принимали учителя, работники культурно-просветительных учреждений, медицинские работники, комсомольцы и школьники.
В мае-июне 1940 года приехали в Успенку плановые переселенцы – 22-23 семьи из Украины. После окончания войны многие уехали, а несколько семей (Шевчук, Ткачук и др.) остались.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Жители с. Успенка праздновали в этот день (воскресенье) «День борозды». Стоял жаркий солнечный день. Люди гуляли, веселились, пели песни под гармошку, купались в реке Кармачок, когда в 15-16 часов по улицам села пронеслись вестники: «Война! Война с Германией! Собирайтесь на митинг!».
Вскоре на площади у храма Успения Пресвятой Богородицы собрались люди. На митинге выступали председатель исполкома сельского Совета Сергеев Дмитрий Сергеевич, заведующий школой Быков Виктор Александрович, председатель колхоза Попов Лев Иванович. Они сурово осуждали вероломное нападение Германии на СССР и призывали с оружием в руках защитить свою Родину.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1941 года «О мобилизации в Армию мужчин 1905-1918 годов рождения» в течение первых двух недель ежедневно в село приходили повестки из райвоенкомата и каждый день провожали на фронт десять и более человек.
Вся жизнь села перестроилась на новый лад.
В сентябре 1941 года при сельском Совете создается комиссия по сбору тёплых вещей для бойцов Красной Армии.
Ежедневно комиссия совершала плановые обходы жителей села. Люди, несмотря на все трудности, отдавали всё, что могли. В числе собранных вещей были валенки, теплое белье, портянки. Стараясь помочь фронту, вязали носки, рукавицы, шарфы, шили кисеты, носовые платки, фасовали табак. Часто на кисетах вышивали слова: «бесстрашному воину», «бей смелее врага», «помни о тех, кто в тылу».
Промартель «Спартак» во время войны находилась на улице Береговой. В одной половине дома трудились сапожники, в другой – портные. Шили бельё, телогрейки, ватные брюки на фронт (план – 3 телогрейки в день) шили и чинили сапоги и валенки.
Так как многие мужчины ушли на фронт, женщины и подростки стали выполнять мужской труд.
Почту в то время транспортировали на лошадях и часто запаздывали с её доставкой, она нередко приходила поздними вечерами, и почтальону приходилось разносить письма и газеты ночью.
Успенская школа была начальной, в ней было четыре класса. В годы ВОВ она находилась в здании, где сейчас находится музей (оно было построено специально для школы в 1914 году). Было трудное время. Не хватало учебников. Не было тетрадей, карандашей, чернил. Ручки были самодельные, а чернила делали из сажи. На год давалась ученику одна тетрадь для контрольных и творческих работ: в ней выполнялись работы по русскому языку и арифметике. Эти тетради содержались в идеальном состоянии – дети их берегли. А в основном писали на старых книгах и газетах между строк.
С 1950 года школа стала семилетней.
В 1950 г. проходило укрупнение колхозов, этот процесс не обошел Успенку: вокруг ее колхоза «Новый путь» объединились мелкие колхозы окрестных деревень: Чаплыка, Космаковой, Зырянки, подсобного хозяйства Малиновки. В объединенном колхозе построены мельница, кирпичный завод, маслобойка. «Новый путь» был постоянно в числе передовых в районе по урожаям и удоям.
В 1951 г. колхоз построил свой радиоузел и первый в районе водопровод (траншея для которого выкопана вручную) для подачи воды из реки Кармачок на Успенскую ферму.
В 1953 г. в Успенку из соседней деревни Зырянки перевели машинно-тракторную станцию (МТС), которая расположилась на территории созданного позже профтехучилища.
В 1955 году Успенская семилетняя школа реорганизована в среднюю.
В 1961 г. колхоз реорганизовали и он вошел в состав совхоза-гиганта «Луговской», из которого 01.04.1963 г. выделилось самостоятельное хозяйство – совхоз «Успенский».
Успенка застраивается благоустроенными домами.
В 1965 году открывается участковая больница.
В 1969 году в селе появилась детская библиотека.
В 1970 построено здание Дома культуры.
В 1988 году началось восстановление храма Успения Пресвятой Богородицы.
С 1989г. до 2008г. в Успенке работала детская школа искусств.
Сейчас население Успенки составляет более трех тысяч человек. Здесь живут русские, татары, немцы, казахи, чуваши, украинцы, белорусы, молдаване, таджики и представители других национальностей.
В селе имеются сельскохозяйственные предприятия: ЗАО «Успенское» (ранее совхоз «Успенский), ООО «Белов и Ко», фермерское хозяйство «Татьяна». Есть деревообрабатывающее предприятие ООО «Квадрат».
В Успенке работают учреждения:
МАОУ Успенская СОШ,
МУП ЖКХ Успенское,
МКОУ Зырянская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
МАОУ Успенский детский сад «Колосок»,
АСУСОН Тюменской области «Успенский дом-интернат»,
АУ «Успенский спорткомплекс»,
Отделение милосердия АУ ТО КЦСОН Тюменского района,
АУ «Успенский ЦКД», в который входит Успенский краеведческий музей им. Г.Я. Сотникова,
Сельская библиотека,
Филиал ГБУЗ «Областная больница 19» Успенская больница.