Озеро Андреевское - клад найден (Продолжение Андрюшкиного клада) Андреевское озеро – крупнейший водоём в окрестностях города Тюмени. Представляет собой целую...
Для жителей Тюменского района Виктор Ефимович Копылов, безусловно, интересен в первую очередь как глубокий и заинтересованный исследователь, приглашающий вместе с ним ликвидировать белые пятна в истории родного края.
Тот, кто хотя бы однажды слышал о профессоре В.Е.Копылове, почетном гражданине Тюмени (а таких наверняка немало), вспомнят о нем как минимум в трех его ипостасях.
Во-первых, как о крепком администраторе (в 1964-1973 гг. зав.кафедрой, декан, проректор, а в 1973-1986 гг. – ректор Тюменского индустриального института). Во-вторых, как о крупном ученом, докторе технических наук (1970), авторе более 700 научных трудов и публикаций, в том числе 20 монографий. Наконец, как о пытливом краеведе и просветителе, написавшем 7 книг по истории науки и техники на Урале и в Сибири.
А 1965 году стараниями В.Е.Копылова был основан геолого-минералогический музей, а в 1983-м – музей истории науки и техники Зауралья. До 1995 года оба они существовали независимо друг от друга, пока не объединились.
Первые экспонаты – из Каменки
Первыми экспонатами стали кости доисторических ископаемых животных, привезенные еще в 1964 году из пригородной Каменки (Копылов тогда был деканом ТИИ). О находке сообщил житель села, обнаруживший уникальные предметы у себя на огороде. Как оказалось, кости ежегодно вымывались паводком вдоль береговой террасы Туры. Виктор Ефимович позднее вспоминал, что тогдашний ректор института А.Н.Косухин выделил по такому случаю служебную “Волгу”, которую под завязку загрузили костями – к сожалению, часть находок, менее ценных, пришлось оставить у хозяина.
Несколько позже, в октябре того же года, по случаю открытия института гости из Свердловского горного института подарили “горку” уральских минералов. С них, как и с ископаемых костей, постепенно стала расти коллекция геолого-минералогической секции.
Мысль о необходимости создать музей истории науки и техники Зауралья появилась у В.Е.Копылова, тогда уже ректора ТИИ, после одной из бесед с абитуриентами: как выяснилось, будущие студенты ни имели не малейшего представления о замечательных инженерах и ученых нашего края, о их научных достижениях. В их сознании Тюмень – первый русский город Сибири – ассоциировалась с расхожим понятием “столицы деревень”, хотя во все времена задавала тон промышленному развитию обширного Зауральского края. Именно здесь впервые за Уралом родились винокуренная промышленность, кожевенное и бумагоделательное производство, стекловарение; здесь впервые в Сибири появились речные судоверфи, телеграф, городской водопровод и электростанция…
Необычайное развитие получило сельское хозяйство: в Европе отдавали предпочтение сибирской пшенице, тюменскому сливочному маслу, рыбной продукции. В 1886 году в Черной Речке предпринимателем А.Ф.Памфиловым был построен паровой маслобойный завод. Позже ученый, заинтересовавшийся этой темой, посвятит купеческой чете Памфиловых подробный очерк с привлечением ранее неизвестных фактов.
Подаруевский водопровод
Надо сказать, интерес к Тюменскому уезду (району) у В.Е.Копылова не исчерпывается Каменкой и Черной Речкой. Так, он впервые рассказал о другой неожиданной находке – водопроводной трубе из сверленой лиственницы, найденной в 1991 году во время реконструкции одной из тюменских улиц, в районе краеведческого музея. Находка служила убедительным свидетельством существования в Тюмени водопровода – первого в Сибири.
Инициатива его постройки принадлежала нашему земляку, уроженцу с.Перевалово Ивану Подаруеву, тогдашнему городскому голове. На устройство “водоподъемной машины” был объявлен добровольный сбор средств.
Все инженерно-строительные работы были закончены к лету 1864 года. 19 июля уже Подаруев-младший, Прокопий, “желая воздать благодарение Всевышнему”, пригласил духовенство города, местную знать на божественную литургию “по отслужении благодарственного молебна об спешном окончании работ и благополучного действия водопровода в будущем”. После литургии водоподъемная машина при стечении народа была успешно пущена в ход.
Находки на хуторе Мельница
Однажды Виктор Ефимович, проезжая по Ялуторовскому тракту, обратил внимание на дорожный указатель на 30-м километре: “Мельница”. Дотошный профессор выяснил: в начале ХХ века на хуторе (ныне территория п.Винзили) действительно была расположена мельница. Подтверждением этому послужило найденное им в русле Пышмы изъеденное временем турбинное колесо. К нечаянной радости, впрочем, примешалось некоторое разочарование: извлечь редкую находку из воды и транспортировать ее в музей было чрезвычайно трудоемко. “А жаль! – сетовал профессор. – Ведь найденный экспонат в своем роде уникален, это – памятник турбостроения в нашем крае…” (см.подробнее: “Красное знамя” от 4.06.1999).
Турбина, скорей всего, была произведена в Кургане, на первом в Сибири заводе по производству малых (мощностью не более 10-20 лошадиных сил) речных турбин под названием “Турбинка” (ныне “Кургансельмаш”). Основал завод инженер, ученый и предприниматель С.А.Балакшин – выходец из знаменитой семьи ялуторовских купцов-меценатов, выпускник Берлинского высшего политехнического училища.
“Висячие мосты” в “столичном”
“Неужто в Тюменском крае можно встретить висячие мосты? – удивлялся В.Е.Копылов другому своему открытию, сделанному там же, на хуторе Мельница. – Обычно мы привыкли их видеть на фоне альпийских ландшафтов или над глубокими каньонами Африки в кадрах зарубежных боевиков”.
Профессор предположил, что по мере роста Винзилей от скромного железнодорожного поста в 1913 году до крупного населенного пункта в послевоенные годы возникла необходимость в постоянной связи жителей Мельницы и поселка. У кого-то из местных инженеров и возникла мысль о сооружении дешевого пешеходного моста через реку на подвешенных у береговых опор тросах.
На крутых берегах Пышмы в бетонных тумбах были попарно закреплены металлические трубы. К вершинам столбов привязали стальные тросы, которые замысловатой параболой провисли над водой; какие-либо промежуточные опоры в середине русла отсутствовали. На тросы подвесили поперечины пешеходной дорожки и положили дощатый настил, береговые устои укрепили канатными оттяжками. Любителям острых ощущений пройтись по такой подвижной конструкции, качающейся в такт шагам, наверное, жутковато, но и любопытно…